
Помните, что вы можете помочь своему ребенку, поддержать его, не прибегая к физическому наказанию.
Подумайте: может быть, поступок ребенка, за который вы его наказываете, — это сигнал тревоги, говорящий, что ребенок попал в трудную ситуацию.
В жизни человек встречается не только с добром, но и со злом, приобретает не только положительный, но и отрицательный опыт.
Добро лечит сердце, зло ранит тело и душу, оставляя рубцы и шрамы на всю оставшуюся жизнь.
Стратегии предупреждения насилия
— Создайте дома среду, характеризующую теплом, положительным интересом и участием взрослых членов семьи к детям.
— Не используйте метод угроз и запугивания детей в решении домашних проблем.
— Не опускайтесь до взаимных оскорблений и резких обвинений в адрес друг друга и детей.
— Помните, что психологическое насилие (т.е. унижение чувства собственного достоинства, словесные оскорбления, грубость по отношению к детям) способно глубоко ранить ребёнка.
— Не используйте экономическое насилие к членам семьи.
— Старайтесь никогда не применять физическое насилие к кому бы то ни было.
— Искренне любите детей. Помните, что «лаской всегда добьёшься больше, чем грубой силой». В.А. Сухомлинский говорил: « Ребёнок ненавидит того, кто бьёт». Помните о личном примере. Будьте во всём образцом своим детям!
Чем заменить наказание?
Терпением. Это самая большая добродетель, которая только может быть у родителей.
Объяснением. Объясняйте ребенку, почему его поведение неправильно, но будьте предельно кратки.
Неторопливостью. Не спешите наказывать сына или дочь – подождите, пока проступок повторится.
Наградами. Они более эффективны, чем наказание.
К ребенку относятся жестоко, если используют:
• угрозы бросить его,
• угрозы самоубийства, нанесения физического вреда себе или родственникам,
• используют свои привилегии: обращаются с ребенком как со слугой, с подчиненным.
Исключите проявления жестокости из своего обихода. Ведь не зря гласит народная мудрость: «Детей наказывай стыдом, а не кнутом»; «Когда в вашей семье появляется первая «детская» неурядица, когда глазами вашего ребенка глянет на вас еще маленькая и слабенькая, но уже враждебная зверушка, почему вы не оглянетесь назад, почему вы не приступите к ревизии вашего собственного поведения?»
(А.С. Макаренко).
Проявление эмоционального и психологического насилия
— запугивание ребенка:
— ему внушают страх с помощью действий, жестов, взглядов,
— используют для запугивания свой рост, возраст,
— на него кричат,
— угрожают насилием по отношению к другим (родителям ребенка, друзьям, животным и так далее).
— использование силы общественных институтов – религиозной организации, суда, милиции, школы, спецшколы для детей, приюта, родственников, психиатрической больницы и так далее.
— использование изоляции – контролируют его доступ к общению со сверстниками, взрослыми, братьями и сестрами, родителями, бабушкой и дедушкой
Над ребенком также совершают эмоциональное насилие, если:
• унижают его достоинство,
• используют обидные прозвища,
• используют его в качестве доверенного лица,
• при общении с ребенком проявляют непоследовательность,
• ребенка стыдят,
• используют ребенка в качестве передатчика информации другому родителю (взрослому)
Консультация «Насилие в семье»
Насилие в семье — это вид отношений между близкими людьми, когда один притесняет другого или причиняет ему какой-либо ущерб.
В отношении детей выделяют следующие виды насилия:
- Пренебрежение нуждами ребенка (моральная жестокость, запущенность) — это отсутствие со стороны родителей элементарной о нем заботы, в результате чего нарушается его эмоциональное состояние и появляется угроза здоровью и развитию ребенка.
- Психическое (эмоциональное)- это умышленное унижение чести и достоинства одного члена семьи другим или подростками, моральные угрозы, оскорбления, шантаж и т.п.
- Сексуальное — это посягательство какого-то члена семьи на половую неприкосновенность другого, в частности сексуального характера по отношению к несовершеннолетним членам семьи. Это вовлечение ребенка с его согласия и без него в сексуальные действия со взрослыми.
- Физическое- это умышленное нанесение вреда здоровью, причинение физической боли, лишение свободы, жилья, пищи, одежды и других нормальных условий жизни, а также уклонение родителей несовершеннолетних детей от заботы об уходе, здоровье, безопасности.
Как проявляется то или иное насилие?
- Запугивание и угрозы — внушение страха криком, жестами, мимикой; угрозы физического наказания милицией, спецшколой, богом; проявление насилия над животными; угрозы бросить ребенка или отнять его, лишить денег и др.
- Изоляция — запрет на общение с близкими людьми, посещение зрелищных мероприятий и др.
- Физическое наказание — избиение, пощечины, истязания, таскание за волосы, щипание и др.
- Эмоциональное (психическое) насилие — не только запугивание, угрозы, изоляция, но и унижение чувства собственного достоинства и чести, словесные оскорбления, грубость; внушение мысли, что ребенок — самый худший, унижение в присутствии других людей; постоянная критика в адрес ребенка и др.
Последствия семейного насилия для ребенка
Почему порка, затрещины, даже такие, на первый взгляд, невинные удары, как шлепок по руке, опасны для ребенка и представляют угрозу для общества?
Они преподают ребенку урок насилия.
Они нарушают безусловную уверенность, в которой нуждается каждый ребенок, — что он любим.
Они рождают в ребенке тревогу: ожидание следующего удара.
В них содержится ложь: притворяясь, будто решают педагогические задачи, родители таким образом срывают на ребенке свой гнев.
Они вызывают гнев и желание отомстить, желание это остается вытесненным и проявляется много позже.
Какой урок, и с какими последствиями сможет вынести ребенок из порки и битья?
Ребенок узнает:
- что он не заслуживает уважения;
- что хорошему можно научиться посредством наказания (на самом деле это неверно, наказание обычно учит ребенка желанию наказывать других);
- что страдание не нужно принимать близко к сердцу, его следует игнорировать;
- что насилие — это проявление любви;
- что отрицание чувств — нормальное здоровое явление;
- что от взрослых нет защиты.