Государственное учреждение образования "Детский сад №7 г.Могилева"

Музыка в детском саду и для чего она нужна? 

Музыка не только способствует общему развитию, но и обладает целебными свойствами. Доказано, что даже внутриутробный период чрезвычайно важен для последующего развития человека: музыка, которую слушает будущая мать, оказывает влияние на самочувствие ребенка, а может быть, уже и формирует его вкусы и предпочтения.

Музыкально — ритмическая деятельность, по мнению специалистов, имеет ещё и особую важность благодаря формированию ускоренного обмена информацией между левым и правым полушариями. Процессы восприятия, распознавания, мышления, принятия решений возможны только благодаря взаимодействию двух полушарий, каждое из которых имеет свою специализацию. Многолетние исследования зарубежных психологов показали, что дети, занимающиеся музыкой, опережают сверстников в интеллектуальном, социальном, и психомоторном развитии.

Пение развивает музыкальный слух, чувство ритма, память ребёнка, позволяет малышу выразить чувства, объединяет ребёнка и взрослого общим настроением, помогает глубже воспринимать музыку. Кроме этого, пение является прекрасной формой дыхательной гимнастики, укрепляет голосовой аппарат и способствует правильному произношению. Занятия музыкой, пением вызывают особую вибрацию внутренних органов, активизируют функции дыхания и кровообращения, являются эффективным способом психорегуляции. Искусство пения — это прежде всего правильное дыхание, которое и является важнейшим фактором долгой и здоровой жизни. Петь в любом случае полезно, даже если нет ни слуха, ни голоса. Научившись выражать свое состояние голосом, человек получает эффективнейшее средство снятия внутреннего напряжения и самовыражения. Пением успешно лечат заикание, кашель, бронхиальную астму, снимают усталость и переутомление. 

«Первые ритмы» 

   Современная цивилизация отличается ускорением темпа жизни и многообразием жизненных ритмов, с которыми постоянно сталкивается каждый ребенок. Значительную роль в создании благоприятных условий для гармонизации отношений ребенка с природной и социальной средой, с окружающими людьми и самим собой играет система образования, обеспечивающая ритмизацию жизненного пространства детей, что является основой их здоровья, эмоционального благополучия, интеллектуального, эстетического и физического развития. Любое музыкальное общение с ребенком следует строить на совместной деятельности, партнерстве, поощряя его инициативу, что особенно важно при самостоятельных музыкальных проявлениях детей. Одними из средств развития чувства ритма являются игры и упражнения обучающего характера.

Двигательное упражнение «Ноги и ножки»

 (для детей от 3 лет).

Большие ноги шли по дороге: топ-топ, топ-топ, топ-топ (ходьба в медленном темпе, четко опуская ногу на всю стопу).

Маленькие ножки бежали по дорожке: топа-топа-топа-топ, топа-топа-топа-топ (бег на носках с остановкой на последнее слово).

Упражнение «Часы»

Тик-так, тик-так, все часы идут вот так (наклоны головы то к одному плечу, то к другому).

Упражнение «Непослушный дождик»
(для детей от 3 лет).

Дождик — кап! Дождик — кап!

То сильней, то тише (ударять указательным пальцем одной руки по ладони другой).

Не стучи, не стучи, Не стучи по крыше! (грозить пальцем)

Непослушный какой! (укоризненно покачать головой).

Погоди, не лейся!

Заходи к малышам (поманить руками).

И в тепле погрейся! (положить ладони на плечи, скрестить ладони на груди)

Упражнение «Прогулка»

По узенькой дорожке

Шагают наши ножки (ходить по кругу, высоко поднимая ноги).

По камешкам, по камешкам (поскоки с ноги на ногу в медленном темпе),

И в ямку… бух! (сесть на пол, на последнем слове).

— Меж еловых мягких лап (стучать пальцами по столу)

Дождик кап-кап-кап (поочерёдно всеми пальцами раскрытых кистей)

Где сучок давно засох,

Серый мох-мох-мох (поднять руки над столом, сжиматъ-разжимать кулаки).

Где листок к листку прилип,

Вырос гриб, гриб, гриб, (указательным пальцем правой руки касаться поочерёдно всех пальцев левой руки)

Кто нашёл его друзья? (сжав все пальцы левой руки, кроме мизинца, показать его) Это я, я, я!

Игра «Шумит оркестр»
(для детей от 4 лет)

По показу взрослого.

Кыш — кыш (свободное движение рук)

Хлоп — хлоп (в ладоши)

Шлеп — шлеп (по коленям)

Топ — топ (ноги поочередно)

Игра: «Ритмическое эхо» (для детей от 4 лет)

Взрослый прохлопывает простые ритмические рисунки. Дети должны их точно повторить. Усложнение: вводится притоп ногой, обеими ногами.

Игра «Хлопот в такт»

Звучит музыкальное произведение. Ребенок хлопками и притопами акцентируют каждую сильную долю.

Игра «Сыграй, как я»

          Игровой материал: бубен, металлофон, музыкальный молоточек,

деревянные ложки. Взрослый предлагает ребенку послушать, а затем повторить ритмический рисунок, состоящий из 5-7 звуков, сыгранных на любом инструменте.

Приобщение родителей и развитие потребности
совместного общения на белорусском языке

Дети раннего возраста находятся у истоков познания окружающего мира. На третьем году жизни развитие речи непосредственно связано с формированием психики и поведения.

Работа по приобщению  родителей я начала с групповых и индивидуальных консультаций:


Лучшему пониманию произведений помогает их инсценировка при помощи простейших видов театра (настольного, пальчикового, игрушек, картинок). Ребенок вместе с мамой выполняет игровые действия в соответствии с содержанием знакомых произведений; участвует в играх-драматизациях, инсценирует, проговаривает слова в сказке. Мы учимся вместе с мамой играть с куклами настольного, пальчикового театра. В ходе инсценирования произвдений, у детей развивается речевое дыхание, слух и артикуляционный аппарат – как основа развития речи


Родители принимают активное участие в изготовлении атрибутов для театральной деятельности. Связаны герои сказок, изготовлены маски. Так же планируем приобщать родителей к совместным праздникам на белорусском языке: «Калядкi», «Гуканне вясны».

Театрализованные представления на основе белорусского фольклора создают радостное настроение, у детей возникают яркие впечатления, положительные эмоции.